Мечтаете о собственном автомобиле, созданном своими руками? В России это возможно! Регистрация самодельного авто – реальный, хотя и сложный, процесс. Вам предстоит пройти серьезную процедуру сертификации в лаборатории «Ростехрегулирования», доказав соответствие машины всем необходимым стандартам безопасности. Это потребует подготовки внушительного пакета документов, включая подробную техническую документацию и чертежи. Будьте готовы к тому, что придется потратить немало времени и сил на сбор необходимых данных и их грамотное оформление. Необходимость сертификации обусловлена заботой о безопасности водителя и окружающих. На практике, это означает тщательную проверку всех систем автомобиля – от двигателя и тормозов до электроники и кузова. Чем сложнее конструкция вашего автомобиля, тем больше времени займет процесс сертификации. Стоит также учесть финансовые затраты: сертификация – недешевое удовольствие. Перед началом проекта обязательно изучите все требования законодательства, чтобы избежать ненужных задержек и дополнительных расходов. Подробную информацию можно найти на сайте «Ростехрегулирования» и в соответствующих нормативных актах.
Помните, самостоятельная сборка автомобиля – это сложный технический и юридический процесс, требующий глубоких знаний в области автомобилестроения и законодательства. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться за помощью к специалистам.
Кроме сертификации, важно заранее продумать вопросы закупки комплектующих. Поиск редких или специфических запчастей может занять значительное время. Также важно рассчитать предполагаемые затраты на материалы, инструменты и услуги специалистов (если вы будете привлекать их).
Что будет, если ездить на машине конструктор?
Затея собрать автомобиль из запчастей, ввезенных в РФ, и легально его эксплуатировать, обречена на провал. Ключевая проблема – отсутствие ПТС (паспорта транспортного средства). Без него регистрация в ГИБДД невозможна, а значит, ездить на таком автомобиле по российским дорогам строго запрещено. Это чревато не только штрафами, но и конфискацией машины с последующей отправкой на штрафстоянку. Важно понимать, что даже полная сборка из оригинальных запчастей не гарантирует легальности, если отсутствует ПТС. Процедура легализации подобных автомобилей крайне сложна и зачастую невозможна. Поэтому, планируя приобретение автомобиля, следует выбирать проверенные каналы продаж с официально оформленными транспортными средствами, имеющими действующий ПТС. Экономия на покупке «конструктора» оборачивается риском существенных финансовых потерь и административной ответственности. Попытки обойти закон в этой сфере неизбежно приведут к значительно более высоким затратам, чем приобретение автомобиля с надлежащим оформлением. В итоге, вы рискуете потерять не только вложенные в сборку средства, но и получить серьезные штрафы.
Можно ли создать автомобиль, работающий на воздухе?
Девочки, представляете, автомобиль на воздухе! Это же мечта шопоголика – экологично и стильно! Да, это реально! Дома, любимым компрессором, накачиваем баллон – как будто крем для тела в огромную тубу! Заполняем им машину – ну, как сумочку новыми блестяшками! Там внутри моторчик, как в старинном паровозике, только вместо пара – наш сжатый воздух! Он крутится, и машина едет!
Круто, правда? Только представьте, какая экономия! Забудьте о бензине, о пробках на заправках! Экологически чистый транспорт – это же так современно и модно! А баллоны можно покупать разных цветов, чтобы подбирать под цвет машины – шикарно же! Конечно, пробег будет поменьше, чем на бензине, нужно будет почаще «подкачивать» свой «воздушный крем», но зато какая уникальность! Все будут оборачиваться!
Кстати, есть разные типы двигателей, работающих на сжатом воздухе. Некоторые очень тихие, идеально для прогулок по парку или шопинга! А еще, если сэкономить на «заправке», можно купить себе новую сумочку или туфли! Экономия – это тоже роскошь!
Сколько стоит автомобиль с MDI-воздухом?
За 6800 евро (примерно 6700 долларов) предлагают CityCAT от MDI — воздушный автомобиль, разработанный Гаем Негре. Это экологичная городская машинка с одним рядом сидений, вмещающим троих пассажиров. Оригинальный дизайн с изогнутой передней частью, напоминающей стручок. Важно отметить, что это не просто «воздух», а технология сжатого воздуха, что принципиально меняет дело. В отличие от электрокаров, заправка воздухом происходит гораздо быстрее, а инфраструктура для этого проще и дешевле в создании. Конечно, запас хода ограничен, но для городских поездок вполне подходит. Это интересная альтернатива привычным вариантам, особенно для тех, кто ценит экологичность и ищет недорогой и компактный транспорт.
Потенциальные минусы: нужно уточнить реальный запас хода на одной заправке и доступность станций заправки сжатым воздухом. Также, долговечность и ремонтопригодность такой машины — важный фактор, который требует дополнительного изучения отзывов владельцев.
Можно ли в России ездить на самодельной машине?
Девочки, представляете, я мечтаю о такой крутой тачке, совершенно уникальной, сделанной своими руками! Но чтобы рассекать на ней по городу, нужна регистрация в ГИБДД – это как получить самый желанный и эксклюзивный номер в бутике! Без госномера и знаков – никак, это как выйти на улицу без новой сумочки от Dior! И обязательно – свидетельство о регистрации, это как сертификат подлинности, доказывающий, что твоя машинка – настоящая звезда! А еще ОСАГО – ну, это как страховка от всех непредвиденных ситуаций, чтобы не пришлось покупать новую машину после первого же «нечаянного» столкновения. Кстати, для регистрации нужно пройти техническую экспертизу – это как тщательная примерка платья перед выходом в свет, все должно быть идеально! А сами требования к самоделкам… О, это отдельная песня! Нужно собрать массу документов, подтверждающих безопасность и соответствие всем стандартам. Это целое приключение, но результат того стоит! Представьте – вы на своей эксклюзивной машине, все с восхищением смотрят, а вы сияете, как новая изделие от Chanel!
Зато потом – фотки в Instagram, лайки, зависть подруг… Это лучше любого шопинга! Только помните, самостоятельное изготовление машины – это не только креатив, но и ответственность! Вся процедура регистрации достаточно сложна, поэтому лучше заранее посмотреть все требования на сайте ГИБДД, чтобы не упустить ни одной важной мелочи. Удачи вам в создании вашей мечты на колесах!
Можно ли по закону тюнинговать машину?
Девочки, представляете?! Теперь за тюнинг нашей ласточки могут штрафовать! С 1 июля 2025 года ввели какой-то ужас – закон о запрете самовольных изменений конструкции авто. Все эти милые спойлеры, обвесы, новые диски – под запретом! А ведь я так мечтала о неоновых фарах!
Но давайте разбираться. Что же теперь можно, а что нет? Конечно, полный список запрещенных доработок огромный, но я постараюсь объяснить на пальцах.
- Запрещены изменения, влияющие на безопасность: тормозная система, рулевое управление, система освещения. Даже если вам кажется, что вы просто поменяли лампочки, это может быть нарушением.
- Ограничения на двигатель и выхлопную систему: увеличение мощности двигателя, изменение выхлопной системы – все это под запретом, если не согласовано.
- Внешний тюнинг тоже под контролем: да, любимые спойлеры и обвесы могут быть запрещены, если они изменяют аэродинамику или габариты машины.
В общем, перед тем как покупать очередную красоту для машины, лучше проконсультироваться со специалистами и узнать, разрешено ли это по закону. А то придется расстаться не только с деньгами, но и с любимым тюнингом!
Кстати, есть и хорошие новости! Некоторые виды тюнинга разрешены, если они проведены с соблюдением всех норм и правил. Например, установка мультимедийной системы или тонировка стекол (в пределах нормы). Но лучше все уточнить в ГИБДД, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
- Перед любым тюнингом – проверка разрешенности.
- Сертификаты и документы – наше все!
- Не рискуйте – лучше перебдеть, чем недобдеть!
Вот такая вот грустная история. Зато теперь у меня есть целая куча информации, чтобы не попасть впросак!
Сколько стоит создать машину?
Создать машину? Звучит масштабно, но если говорить о чисто формальных затратах на регистрацию уже готового автомобиля в ГИБДД, то сумма окажется неожиданно скромной: 3300 рублей. Это включает в себя госпошлину за получение свидетельства о регистрации транспортного средства (500 рублей), оформление ПТС (800 рублей) и получение государственных номерных знаков (2000 рублей).
Конечно, это лишь верхушка айсберга. Сама же сборка автомобиля – это совершенно другая история, требующая миллионов, если не миллиардов рублей инвестиций, сложнейшего технологического процесса, исследований и разработок, а также создания целой производственной инфраструктуры. Мы говорим о разработке двигателей, трансмиссий, кузовов, электроники – сложном взаимодействии сотен, если не тысяч компонентов. Не говоря уже о расходах на маркетинг, логистику и сертификацию.
Поэтому, 3300 рублей – это всего лишь стоимость «официального запуска» вашей машины в мир, а реальная стоимость создания автомобиля зависят от многих факторов и колеблется от десятков миллионов (для небольших серийных автомобилей) до миллиардов (для массового производства). Это стоимость разработки, производства, тестирования и запуска на рынок. Важно помнить об этой огромной разнице между регистрацией и созданием.
Можно ли поставить автомобиль «конструктором
Автомобиль, ввезённый в страну как «конструктор», – это не готовый к эксплуатации транспорт. Регистрация в ГИБДД и использование на дорогах общего пользования невозможны. Приобретая авто таким образом, вы получаете набор запчастей, требующий полной сборки и последующей сертификации. Это длительный и трудоёмкий процесс, включающий в себя не только механическую сборку, но и прохождение технической экспертизы, подтверждающей соответствие всем необходимым стандартам безопасности. Зачастую, сложность сборки зависит от комплектации «конструктора» – от простого набора агрегатов до почти полностью разобранного автомобиля. Стоимость работ по сборке и подготовке к регистрации может существенно превысить предполагаемую экономию от покупки «конструктора». Важно помнить о высоком риске приобретения некачественных или контрафактных деталей, что может привести к дополнительным расходам на ремонт и замену компонентов. В конечном счёте, покупка «конструктора» целесообразна только для узкого круга лиц, обладающих необходимыми знаниями, навыками и доступом к специализированным сервисам. Это может быть оправдано, например, для последующей перепродажи собранного автомобиля или для использования в рамках специальных проектов.
Что такое вечный учет?
Вы когда-нибудь слышали о «вечном учете» автомобиля? Это неофициальное, придуманное автолюбителями понятие, обозначающее желание владельца снять машину с учета и хранить ее неопределенно долго, формально, используя договор хранения, пока не будут устранены все поломки. На деле же, это попытка обойти закон. В нормативных актах подобная практика называется запретом на регистрационные действия.
Почему это невозможно? Автомобиль, как и любой другой вид транспорта, подлежит обязательной регистрации и периодическому техосмотру. Снятие с учета не освобождает владельца от ответственности за его состояние и сохранность. Более того, незарегистрированное транспортное средство нельзя легально эксплуатировать, а хранение его в таком состоянии может повлечь за собой административные штрафы. В случае ДТП ответственность владельца также останется.
Что делать, если машина сломана и на ремонт нужны значительные средства? Вместо попыток создать «вечный учет», разумнее рассмотреть другие варианты. Например, можно оформить машину на хранение на законных основаниях, но с обязательным указанием срока хранения, либо продать её на запчасти, либо утилизировать.
Вместо вывода: «Вечный учет» – это миф. Закон обязывает регистрировать и контролировать техническое состояние автомобилей, и попытки обхода этого закона чреваты серьезными последствиями.
Какие машины запрещены в РФ?
Девочки, вы не поверите, какие трагедии в автомире! Запрет на ввоз всего самого классного!
С июня 2025 года – ужас, просто ужас! – запретили импорт всех новых и б/у машин с двигателем больше 1,9 л! Представляете, мой любимый внедорожник мечты теперь недоступен! А электрокары и гибриды – вообще под запретом, вне зависимости от цены! Даже не мечтайте о стильном Tesla!
А еще раньше, в 2025 году, накрыли санкциями все люксовые тачки дороже €50 000! Это же целая катастрофа! Список марок, попавших под запрет, конечно, огромен.
- Список запрещенных марок (частичный, уточняйте): ну, тут всякие Lamborghini, Ferrari, Rolls-Royce, Bentley, и много-много других мечт…
В общем, сейчас найти что-то стоящее – это квест! Но не унываем! Поиск альтернатив – это тоже своего рода шопинг! Может, пора обратить внимание на более бюджетные, но не менее стильные варианты? Главное – не терять оптимизма!
- Полезный совет: ищите варианты на вторичном рынке, там еще можно найти что-то интересное, но внимательно проверяйте документы!
- Еще совет: следите за новостями, вдруг санкции снимут!
Какой тюнинг запрещен в РФ?
Любители тюнинга автомобилей столкнулись с ужесточением законодательства. Ряд популярных модификаций теперь под запретом. В частности, запрещается установка различного навесного оборудования, такого как лебедки и кенгурятники, которые нередко использовались для внедорожного вождения.
Также под запрет попали лифтованные подвески, изменяющие клиренс автомобиля. Это значит, что любителям покорять бездорожье придётся искать альтернативные решения.
В отношении внешнего тюнинга, запрещена установка нестандартных глушителей, бамперов, спойлеров, не соответствующих заводским спецификациям. Это касается и таких деталей интерьера, как спортивные рулевые колеса и сиденья.
Особое внимание уделяется светотехнике: ксенон и любые дополнительные внешние световые приборы, не предусмотренные конструкцией транспортного средства, запрещены к установке. Это связано с обеспечением безопасности дорожного движения и предотвращением ослепления других участников движения.
Следует отметить, что запрет распространяется на любые модификации, не внесенные в одобрение типа транспортного средства (ОТТС). Поэтому перед установкой любых тюнинг-деталей необходимо тщательно изучить законодательство и убедиться в их легальности.
Важно помнить: Установка запрещенных модификаций может повлечь за собой штрафы и другие санкции со стороны ГИБДД.
Список запрещенных модификаций включает в себя (но не ограничивается):
- Лебедки
- Кенгурятники
- Лифтованные подвески
- Нестандартные глушители
- Нестандартные бампера
- Спойлера (не соответствующие ОТТС)
- Спортивные рулевые колеса
- Спортивные сиденья
- Ксеноновые лампы (без соответствующего оборудования)
- Дополнительные внешние световые приборы (не указанные в ОТТС)
Перед проведением любых работ по тюнингу рекомендуется проконсультироваться со специалистами и проверить соответствие всех изменений требованиям законодательства.
Можно ли зарегистрировать самодельный транспорт?
Да, самодельный транспорт регистрируется в ГИБДД, но это целая история. Вам понадобится СБКТС (Сертификат безопасности конструкции транспортного средства). Без него – никак. Получение СБКТС – это отдельная головная боль, проще говоря, проверка вашего творения на соответствие всем требованиям безопасности.
Обязательно нужно зарегистрировать VIN-номер. Это уникальный идентификатор вашего аппарата. Без него регистрация невозможна. Обратите внимание, что VIN должен быть нанесен в соответствии с ГОСТом, иначе могут возникнуть проблемы.
По своему опыту могу сказать, что процесс долгий и бюрократичный. Будьте готовы к:
- Сбору большого количества документов.
- Неоднократным посещениям ГИБДД.
- Возможным доработкам вашего транспорта по требованиям инспекторов.
Рекомендую заранее ознакомиться с всеми требованиями на сайте ГИБДД, а лучше – проконсультироваться со специалистом, который поможет избежать ненужных задержек и расходов. Некоторые специализированные мастерские помогают с подготовкой документов и прохождением всех этапов регистрации самодельного транспорта – это может сэкономить нервы и время.
Также помните, что тип вашего самодельного транспорта (мотоцикл, квадроцикл, автомобиль и т.д.) влияет на конкретный порядок действий и необходимый пакет документов. Поэтому уточняйте информацию, ориентируясь на конкретный вид техники.
Что будет за 12.5 1?
Любите тюнинг? Тогда знайте: внесение изменений в конструкцию вашего автомобиля без разрешения ГИБДД обойдется вам в 500 рублей штрафа (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ). Это касается всего – от тонировки стекол до установки мощных фар или заниженной подвески. Перед тем, как устанавливать новые детали, обязательно узнайте, требуется ли на них разрешение. Список разрешенных изменений и порядок их оформления можно найти на сайте ГИБДД. Не забывайте, что некоторые модификации могут повлиять на безопасность движения и привести к более серьезным последствиям, чем просто штраф. Поэтому перед любыми изменениями стоит тщательно взвесить все «за» и «против», а также изучить соответствующую документацию.
В некоторых случаях, помимо штрафа, ГИБДД может потребовать вернуть автомобиль в первоначальное состояние. Это особенно актуально, если изменения угрожают безопасности дорожного движения. Так что, прежде чем «колхозить» свой автомобиль, помните о 500 рублях и потенциальных проблемах.
Стоит отметить, что существуют специализированные сервисы, которые помогут оформить все необходимые документы для легального тюнинга. Обращение к ним избавит вас от головной боли и возможных штрафов.
Что нужно для создания автомобиля?
Итак, вы мечтаете о собственном автомобиле? Процесс получения прав на управление им — лишь полдела. Для официальной регистрации в ГИБДД вам потребуется не только сам автомобиль, но и целый пакет документов. В него входят: паспорт собственника – ваш основной идентификатор; ПТС (паспорт транспортного средства) – своего рода «паспорт» самого автомобиля, содержащий всю информацию о его характеристиках и истории; договор купли-продажи – подтверждение законности приобретения; заявление установленного образца – заполняется непосредственно в ГИБДД; свидетельство о регистрации ТС (для подержанных автомобилей) – если авто уже стояло на учете; диагностическая карта (также для подержанных автомобилей) – подтверждающая прохождение технического осмотра и соответствие машины установленным нормам безопасности; и, наконец, действующий полис ОСАГО – обязательное страхование гражданской ответственности, защищающее вас от финансовых рисков в случае ДТП. Обратите внимание: для новых автомобилей некоторые из этих пунктов могут быть не актуальны, например, свидетельство о регистрации и диагностическая карта.
Сбор необходимых документов – важный, но не единственный этап. Не забудьте проверить наличие всех необходимых печатей и подписей, а также убедитесь в актуальности всех дат. Любая неточность может значительно затянуть процесс регистрации. Более того, перед покупкой автомобиля рекомендуем провести независимую экспертизу, чтобы избежать возможных проблем в будущем. Это позволит выявить скрытые дефекты и убережет вас от неожиданных расходов. Помните, что грамотный подход к регистрации — залог спокойствия и уверенности на дороге!
Можно ли поставить на учет автомобиль-конструктор?
В последнее время все большую популярность приобретают автомобили, ввозимые в страну в разобранном виде – так называемые «конструкторы». Однако, важно понимать, что поставить такой автомобиль на учет в ГИБДД невозможно.
Дело в том, что транспортное средство, ввезенное как «конструктор», не имеет ПТС (Паспорта транспортного средства). Без этого документа регистрация в органах Госавтоинспекции невозможна. Это обусловлено требованиями законодательства, регламентирующего порядок постановки транспортных средств на учет.
Таким образом, приобретая автомобиль-конструктор, вы получаете не готовый к эксплуатации автомобиль, а, фактически, набор запчастей.
Перед покупкой «конструктора» необходимо взвесить все «за» и «против».
- Плюсы: Низкая цена по сравнению с ценой аналогичного автомобиля в собранном виде.
- Минусы:
- Невозможность легальной эксплуатации на дорогах общего пользования.
- Необходимость самостоятельной сборки, что требует определенных навыков и времени.
- Риск приобретения некачественных или неполных комплектов запчастей.
- Сложности с оформлением необходимых документов для легализации, в том числе таможенных.
Поэтому, прежде чем решиться на покупку, тщательно оцените свои возможности и риски. Возможно, приобретение уже собранного автомобиля окажется более выгодным и безопасным вариантом.
Почему конструктор не поставить на учет?
Автомобили, ввезенные в страну как «конструкторы», представляют собой набор запчастей, а не готовый к эксплуатации автомобиль. Это принципиально важно понимать – такой автомобиль не имеет и не может получить ПТС (Паспорт Транспортного Средства).
Отсутствие ПТС автоматически делает невозможной постановку на учет в ГИБДД. Поэтому, приобретая автомобиль-конструктор, вы получаете не транспортное средство, а, по сути, большую коробку с деталями. Использовать его в качестве личного автомобиля на дорогах общего пользования категорически запрещено.
Для легализации потребуется сборка автомобиля, прохождение обязательной процедуры таможенного оформления, оплата всех необходимых пошлин и налогов, а затем техническая экспертиза для получения ПТС. Этот процесс сложен, длителен и затратен, часто сопряжен с трудностями в получении необходимых документов и подтверждений.
В итоге, экономическая целесообразность приобретения автомобиля-конструктора весьма сомнительна, зачастую она нивелируется затратами на его сборку и последующую легализацию. В большинстве случаев выгоднее приобрести готовый автомобиль с ПТС.
Альтернативное применение автомобиля-конструктора – использование отдельных запчастей для ремонта других автомобилей. В этом случае приобретение может быть оправдано, но только при детальной оценке стоимости запчастей и затрат на их извлечение и восстановление.
Сколько машин может иметь гражданин РФ?
Задумывались ли вы, сколько машин может быть в вашем гараже? Или, может быть, мечтаете о целой коллекции? Хорошая новость: в России нет лимита на количество автомобилей, которые вы можете владеть. Закон не ограничивает число транспортных средств на одного человека.
Это открывает широкие возможности для коллекционеров редких моделей, любителей тюнинга или просто тех, кто нуждается в нескольких автомобилях для разных целей (например, городской автомобиль и внедорожник для загородных поездок).
Однако, стоит помнить о некоторых моментах:
- Налоги и страховка: Чем больше машин, тем больше придется платить за транспортный налог и ОСАГО. Это важный финансовый аспект, который нужно учитывать.
- Хранение: Нужно обеспечить место для хранения всех автомобилей. Гараж, парковка или аренда — это дополнительные расходы.
- Обслуживание: Ремонт и техобслуживание множества автомобилей – это существенные затраты времени и денег. Понадобится хороший автомеханик, а, возможно, и собственный бокс.
Поэтому, хотя законодательство не ограничивает количество автомобилей, практическая реализация вашей мечты о большом автопарке зависит от ваших финансовых возможностей и возможностей хранения.
Кстати, интересно подумать о гаджетах для управления автопарком: системы дистанционного мониторинга состояния автомобилей, приложения для управления техническим обслуживанием, умные зарядные устройства для электромобилей – технологии позволяют значительно упростить управление даже большим количеством машин.
Можно ли ездить с вечным учетом?
Да, ездить с вечным учётом можно без проблем. Это значит, что машина на учете в ГИБДД, и никаких ограничений на использование внутри России нет. Даже за границу можно выехать.
Страховку ОСАГО оформить можно без проблем, никаких запретов нет. Доверенность на управление автомобилем тоже спокойно оформляется. То есть, полностью функционал машины такой же, как и с обычным учётом.
Важно отметить, что «вечный учёт» — это неофициальное название. В действительности, речь идёт о постановке на учёт без указания срока снятия. Это удобно, так как нет необходимости переоформлять документы при смене места жительства.
Единственный нюанс – при продаже машины, новый владелец всё равно должен будет переоформить её на себя в ГИБДД. Процедура эта стандартная и несложная.
Продает ли BMW все еще в Россию?
BMW, как и другие крупные автопроизводители, такие как Volkswagen, Porsche и Mercedes-Benz, полностью свернула свою официальную деятельность на российском рынке после начала российско-украинской войны в феврале 2025 года. Это означает прекращение прямых поставок автомобилей BMW в Россию. Речь идет не только о новых машинах, но и о запчастях, что создаёт серьезные проблемы для владельцев BMW в России.
Серый импорт: Несмотря на официальный уход, автомобили BMW продолжают попадать в Россию через параллельный импорт, то есть неофициальные каналы поставок. Однако это существенно удорожает машины и делает сложнее гарантийное обслуживание. Качество таких поставок также вызывает вопросы, так как отсутствует контроль со стороны производителя.
Альтернативы: Владельцы BMW в России вынуждены искать альтернативные пути для обслуживания своих автомобилей – обращаться в независимые сервисные центры, что может быть дороже и менее надежно, чем официальный сервис. Поиск оригинальных запчастей также становится сложнее и затратнее.
Технологические последствия: Ситуация с BMW иллюстрирует более глобальную проблему – влияние геополитических факторов на рынок высоких технологий. Ограничения поставок автомобилей и запчастей свидетельствуют о сложностях в глобальных цепочках поставок и возрастающей фрагментации рынка.
Будущее: Пока неясно, когда и при каких условиях BMW возобновит свою официальную деятельность на российском рынке. Ситуация остается неопределенной и зависит от геополитической обстановки.